Ночь, улица, неон, Майами: что мы знаем о ретровейве? — Новостной портал Амурлента

Новое — это по-прежнему хорошо забытое старое. Мода, как и история, все так же развивается по спирали. Пока мы скучаем по детству, мы не забудем и о ретровейве, пускай в Благовещенске увлечение эпохой 80-х и 90-х годов пока дегустируют только самые продвинутые.

О том, как долго доходят до Благовещенска новые веяния, уже давно сложились нелестные поговорки. Но лучше поздно, чем никогда, верно? Ретро-волна, уже несколько лет популярная на западе, мало-помалу докатилась и до нас.

Ретровейв, синтивейв или ретро-волна (англ. retrowave, synthwave) — восставшая из мертвых субкультура времен кассет VHS с классическими боевиками, игр на Sega и Dendy, яркой, китчевой одежды и музыки из партий на аналоговом синтезаторе.

Ретровейв считается возрождением 80-х, но в России, претерпевшей отрыв во времени, он пришелся на время сложных 90-х. Вспомните кассеты с напечатанными на машинке названиями фильмов на корешках, гнусавый перевод Володарского, отвратительное качество картинки (которое само по себе стало стилевой чертой), пиксельные режущие глаз спецэффекты и манящий мир голливудских приключений? Вот откуда растут ноги у новой волны ретро: время застыло в давно ушедшей эпохе и потеряло связь с реальностью.

Как и любая субкультура, ретровейв нашел себя в музыке, кино и играх. Даже если вы думаете, что ничего об этом не знаете, то ошибаетесь. В ролике — квинтэссенция стиля.

Дизайн со вкусом детства

У американских фильмов 80-х годов был свой особенный стиль, необычная музыка и непривычно яркие для советского зрителя цвета. Дух передает фильтр с помехами старого видео VHS, неоновые буквы, пиксели, цвета «вырви глаз», кассетные магнитофоны, наклейки, винил, полигональные линии, футуристичные быстрые машины, имитация под восьмибитные и шестнадцатибитные игры.

Частым клише для ретровейва является число «2000»: когда-то верили, что к началу нового тысячелетия машины уже будут летать в воздухе, люди станут киборгами, а космос будет преодолеваться за несколько часов. Картинки, под которыми можно смело ставить теги «ультра», «турбо», «неон», «секс», «Майами», «beach», «ночь» и т. п.

Одно из последних ярких появлений дизайна в стиле ретровейв — это вторая часть «Стражей Галактики» (сверхпопулярная экранизация серии комиксов вселенной «Марвел») и ее финальные титры. Под ретро стилизуют все, даже героев сериала «Игра престолов».


 

 

 

Дмитрий ЭТМАНОВ, дизайнер

 

 

 

— Retrowave – не самое богатое в визуальном плане направление. Неон, пальмы, закат и фиолетово-розовая гамма с вкраплениями бледно-желтого — почти обязательные атрибуты иллюстраций, игр и принтов в этой стилистике. Во многом это продиктовано игрой Hotline Miami – пионером ретровейва в визуальном его воплощении. Мне это направление нравится, думаю, во многом из-за субъективного чувства ностальгии по девяностым, на которые пришлось мое детство и восьмидесятым, эхо от которых донеслось до меня играми и фильмами. Однако полностью посвящать свою работу этому направлению я бы не стал: думаю, это тренд, который сменится через пару лет с приходом молодых производителей и потребителей контента, ностальгирующих уже по нулевым.

В Благовещенске, как и во всей России, давно прослеживается ностальгия по 80-90-м, но так как ретровейв, кроме светлой тоски по прошлому, успел обрести характерные визуальные коды и образы, думаю, это нельзя в полной мере считать его выражением. В визуальном плане и в моде я не вижу явных проявлений. Возможно они есть в музыкальных предпочтениях, но в этой сфере я не компетентен.

Если не брать во внимание конкретные изобразительные средства, о которых можно сложить достаточно полное впечатление, посмотрев постеры Hotline Miami и, например, заставку эпизода «Симпсонов» Teenage Mutant Milk-Caused Hurdles, для меня это закономерное продолжение ностальгии по 60-70-м — лет восемь назад, когда в тренде были The Beatles и ломография. В музыку, искусство, производство игр приходят люди, чье детство пришлось на те годы, вдохновляются той эстетикой, но при этом имеют гораздо больший ассортимент технических средств, нежели был тогда. Это как параллельная вселенная, где время всегда отстает от нашего на 20-30 лет. Идеи оттуда систематически проникают в наш мир, обретая новые возможности для воплощения.


Музыка, чтобы мечтать по ночам

Родившийся в качестве саундтрека к стилизованным играм, ретровейв так зацепил геймеров, что быстро разлетелся по их плейлистам. Неудивительно: легкий, структурный или расслабленный, но при этом яркий и чистый звук отлично слушается не только фоном к игре, но и во время работы, отдыха да чего угодно, в принципе.

Эта музыка выросла из 70-80-х годов прошлого столетия, когда синти-поп любили ранние Depeche Mode, A-HA. Его корни — в музыке из старых боевиков. Также основоположником считают американского режиссера и композитора Джона Карпентера и мастодонта электронной музыки — грека Вангелиса (Vangelis), написавшего саундтрек к легендарному фильму «Бегущий по лезвию». Характерными чертами является музыка, почти полностью созданная с помощью синтезатора и два вида вокала: красивый, нежный женский голос и измененный роботизированный мужской.

Возможно, ретровейв так и не вышел бы за рамки ностальгии, но в 2011 году он стал невероятно популярным благодаря ретро-боевику «Драйв» с Райаном Гослингом. Талантливый французский диджей Венсан Белорже под псевдонимом Kavinsky записал знаменитый саундтрек, в котором был и культовый Nightcall, ставший гимном ретро-волны. И проснулся знаменитым.

Знаковым для ретровейва стал американский режиссер и сценарист Джон Карпентер, автор знаменитых хорроров («Нечто», «Хэллоуин», «В пасти безумия» и других). Его творчество сильно повлияло на субкультуру в целом, но этот стал известен и как талантливый композитор, писавший музыку для многих своих фильмов. Он даже создал свой собственный жанр — carpentercore. Персональный альбом 69-летнего режиссера Lost Themes приобрел статус образцового.

На ретро-волне стали знаменитыми Perturbator, Electric Youth, Dance With The Dead, Niky Nine, Carpenter Brut и другие исполнители жанра. Мрачный или позитивный, ретровейв всегда узнаваем. Из него развилось множество жанров: horror synth, giallo disco, sci-fi wave, abstract, minimal wave, techno, electro, retro synth, progressive electronic, vhs-wave и другие. Но это уже дебри.


 

 

 

 Рома КЕФИР, музыкант

 

 

 

— Всякие отсылки к ретро-тематике давно стали появляться в клипах у музыкантов, потом в Россию вернулась рейв-волна в музыке, а следом и мода на одежонку из 90-х и нулевых. Мы с друзьями просто подхватили это. Но пока Благовещенск только начинает к этому приходить, на западе это уже скоро начнёт умирать.

Я особо не слежу за трендами в одежде, но если взять круг моих близких друзей, то в прошлом году все с удовольствием носили рубренды, а сейчас накидывают на себя олимпийки или джинсовки, похожие на те, что носили в конце 90-х. Буквально через год-два явно будет что-то другое.

Когда я создавал дизайн для «ВОБЛА-маркета», то использовал ретровейв просто потому, что нам с командой кажутся стильными всякие VHS-картинки. Что касается музыки, я слушаю и играю другое. Мне кажется, в нашем городе вообще сложно ретровейву — народ лучше ещё два-три года послушает рэпчик.


Мир без правил

Видеоигры, один из трех китов любой массовой культуры, транслируют основные постулаты стиля: лето, пляжи, пальмы, яркие закаты, неоновые вывески, быстрые машины и старое доброе ультранасилие, мягко вклинивающееся в эту идиллическую картину. Это «раннеры» и «файтинги» без особого смысла, где требуется только ехать куда-то или драться с кем-то.

Одним из примеров навсегда стала GTA: Vice City (2002), созданная во времена, когда особо не следили за уровнем жестокости в играх. Главный герой колесит по Майами 80-х годов по заданиям мафии, под музыку местных радиостанций, влипая в истории. Путешествие ради кровавых приключений по дороге, нарастающего драйва и плохой репутации. И никакой глубокой философии.

Названная в честь своего идейного вдохновителя стильная 16-битная игра Kavinsky (2013) ювелирно выполнена по канонам жанра и вдохновлена фильмом «Драйв». Главное действующее лицо — лирический герой, созданный тем самым французским диджеем. Американский парень, разбившийся в 1986 году на своем красном Ferrari Testarossa, восстает из мертвых, чтобы писать электронную музыку, драться с панками, «боссами» и гонять по ночному городу.

Но символами ретровейва стали созданные двумя скандинавскими разработчиками олдскульные восьмибитные инди-игры Hotline Miami (2012) и Hotline Miami 2 wrong number (2015). Также вдохновленные фильмом «Драйв», авторы игры сделали главным героем безымянного парня в университетской куртке. Естественно, он живет в Майами времен 80-х и следует по безобидным вроде бы квестам-указаниям, которые заканчиваются бойней в помещении и лужами крови. Фирменными знаками стали маска в виде животного, которую надевает главный герой перед заданием и его авто — редкий DeLorean, каких давно не выпускают. Даже для фанатов «Назад в будущее».


 

 

 

 Влад МАЙКОВ, организатор «ВОБЛА-Маркет»

 

 

 

 

— Мы с командой просто делаем то, что считаем модным. Касаемо ретро-стиля и пиксельных афиш, тут все просто — мы фанаты игровых приставок, в частности Sega. Практически каждый день в нее играем, что и выражается в нашем дизайне.

⁠⁠⁠⁠В Благовещенске не трудно с трендами. Просто такие массовые вещи, как китайскую реплику кроссовок Adidas Yeezy Boost намного проще достать, в отличие от старых «олимпиек». Но в процентном соотношении у благовещенцев ретровейв также популярен, как и в любом другом городе нашей страны.


Кино для приступов ностальгии

Современных фильмов, отвечающих рамкам субкультуры, не так уж много. Как правило, это представители независимого (инди) кино, умудрившиеся точно ухватить дух и стиль эпохи (как, например, в свое время сделали в «Беспечном ездоке» или «Матрице»).

Иконой ретровейва стал красивый и мрачный «Драйв» датского режиссера Николаса Виндинга Рефна, нашумевший на Канском кинофестивале. История аутичного красавчика-водителя (Райан Гослинг), подрабатывающего в автомастерской и на киносъемках каскадером, который расхаживает в куртке с золотым скорпионом на спине и однажды неудачно влюбляется. Роман дорого ему обойдется: кровавые разборки с подручными инструментами (например, молотком), рыдающая любимая и он, уезжающий в неизвестность по автостраде, стильные кислотно-розовые титры, конец. Фильм не оставляет мрачного осадка благодаря романтичному саундтреку Kavinsky и других исполнителей ретро-волны. Вдохновленный Дэвидом Линчем Рефн здесь еще не разошелся на полную катушку, поэтому бояться излишней артхаусности не стоит.

«Трон: Наследие» (2010) Джозефа Косински (сиквел культового пионера фантастики «Трон» (1982) стал одним из самых красивых образцов «синтетического» кино. Идеально выверенная неоново-холодная цветовая гамма, потрясающий дизайн, роскошный электронно-симфонический саундтрек от знаменитого французского дуэта Daft Punk, киберпанковский сюжет и полный отрыв от реальности стали залогом успеха для фильма. Виртуальные приключения понравились не всем, но нашли своих фанатов.

Черты ретровейва в его самом мрачном, нуарном проявлении можно найти и в триллере-хорроре «Побудь в моей шкуре» (2013) со Скарлетт Йоханнсон. Одна из лучших ролей суперпопулярной актрисы сыграна именно в независимом кино, с мрачной нуарной стилистикой, которая наводит на ассоциации с 90-ми. Соблазнительная инопланетянка без жалости заманивает земных мужчин в смертельную ловушку и продолжает свою жуткую миссию весь фильм. Что характерно, фильм местами тоже отрывается от реальности.

Конечно, не обойтись в обзоре без «Кунг Фьюри» — абсолютно безумного и прекрасного своей детской наивностью фантастического боевика о полицейском, который за одну короткую ленту победит едва ли не все вселенское зло в образе Гитлера и его приспешников. Нацисты, роботы, динозавры, боевые красотки-викинги, американские копы, хулиганы, суперзлодеи — все смешалось здесь под старые добрые хиты, созданные на синтезаторе. Есть и отдельный клип ретро-исполнителя Дэвида Хассельхоффа на главную музыкальную тему, посвященный фильму. Если вы готовы увидеть что-то нестандартное, китчевое, но очень веселое и с гнусавым переводом — это то, что нужно. Кстати, деньги на съемку этого шведского фильма собрали на краудфандинговом ресурсе.

Фанаты субкультуры также рекомендуют для просмотра фильмы «Гость» (2014), «Оно» (2014) и «Холод в июле» (2014). Из новинок стоит ожидать «Бегущего по лезвию 2049» в октябре — продолжение культового фильма, заложившего основы для жанра киберпанк. Конечно, с Райаном Гослингом, ставшим, очевидно, живой и очень привлекательной иконой ретровейва.

 

    Оставьте комментарий

    Login

    Welcome! Login in to your account

    Remember meLost your password?

    Lost Password

    Спасибо!

    Теперь редакторы в курсе.