Дорога ради свободы — Новостной портал Амурлента

Дорога ради свободы

Зачем байкеру черепа, скотч и как далеко может завезти мотоцикл

В нашем маленьком тихом городке немного вещей, которые по-настоящему выбиваются из стандартной картины реальности. С годами увяло большинство неформальных течений, почти все попали под влияние стандартов. Однако байкеры по-прежнему остаются вне времени — удивительно, но над ними мода не властна. «АмурЛента» побеседовала с одним из вдохновленных представителей сообщества в Благовещенске.

Антон Разинков, 29 лет

Он не принадлежит ни к одному мотоклубу, но это не мешает ему сохранять дружеские отношения с теми, кто официально в них состоит, работать в мастерской по ремонту мотоциклов и периодически отправляться в свободные поездки куда угодно, где есть дороги.

Байкеры и мотоциклисты

Говоря официальным языком, мотоциклисты — это все, кто пользуется мотоциклом в качестве транспорта. И я, и парень на спортивном мотоцикле с громким мотором, и дедушка на «Урале» с коляской. Самые ярко выраженные патриоты вообще стали себя звать русскими мотоциклистами.

В сленге уже отражается разница: если ты можешь куда-то далеко поехать на своем мотоцикле, ты — байкер. Ведь люди для разных целей покупают свой транспорт. В больших городах это удобно для передвижения по городу. В деревне мотоцикл нужен для работы и хозяйства. А я на нем совершаю поездки разной продолжительности просто ради поездки. «Дальнобоем» считается поездка от 2-3 дней.

У меня образование юриста и работаю я юристом. Профессию свою люблю, но в последнее время захватывает творчество.

Среди байкеров много офисных сотрудников. Часто офисная работа выматывает морально, подавляет личность, поэтому увлечение служит антидепрессантом. Дорога располагает к ощущению свободы и умиротворения.

Состоять в клубе или нет — личное дело каждого. Быть в клубе — соблюдать традиции, участвовать во всех мероприятиях, собраниях и тусовках, выезжать только в составе клуба, соблюдать субординацию. Мне больше нравится свобода.

История и вымыслы

Первые байкеры — это американские летчики, вернувшиеся с войны во Вьетнаме, которые поняли, что не нужны больше государству. Название одного из первых и самого знаменитого мотоклуба «Ангелы ада» — это, по легенде, название бывшей летной дивизии. Летная куртка, нашивки и звания остались в байкерской культуре. Первые мотобанды (именно так) занимались продажей оружия и наркотиков, отсюда и стереотипы об опасности, исходящей от байкеров.

На самом деле, и сейчас остались криминальные мотобанды, но их всего один процент. Так они себя и называют, носят такие нашивки. Это означает «живем по своим правилам». Остальные байкеры — добропорядочные байкеры.

Если интересны фильмы о субкультуре, то в первую очередь рекомендую сериал «Войны байкеров» — о пресловутом одном проценте из Австралии. «Сыны анархии» — конечно, популярный сериал, интересный, но уж очень голливудский, с кучей домыслов. В мотокультуре его поклонников подстебывают. Мой любимый фильм — «Самый лучший бар Америки».

Больше всего отражает культуру байкеров heavy metal. В России это, конечно, «Ария». Многие поколения на их музыке выросли.

Условные знаки

Шлем, лежащий на дороге прямо — знак проезжающим, что случились неполадки с мотоциклом.

Шлем, лежащий на боку, означает, что случилось что-то с самим ездоком.

Перевернутый шлем — у байкера кончился бензин. Ситуация, которая может произойти с кем угодно: резерва не хватило, заправка не встретилась (в прошлый раз была, а теперь ее нет).

Деньги за помощь или бензин брать или предлагать, конечно, не принято.

 Риск, без которого никак

Прошлым летом незапланированно встретили так называемую «Волну памяти» во время путешествия на Байкал. Это мероприятие, которое посвящается памяти трагически погибших товарищей: с запада и с востока навстречу друг другу едет множество байкеров. Эта «Волна» была посвящена памяти человека, которого пять лет назад убили под Могочей. Убийц нашли при помощи сообщества, а на обочине поставили памятник.

Несчастный случай в дороге — вещь, к сожалению, частая. Мы часто сталкиваемся со смертями и знаем, что каждый может пострадать в дороге. Поэтому хайп вокруг гибели австралийского мотоциклиста, который устроили в одном из городских пабликов «Вконтакте» — это возмутительно и совершенно не забавно. Наши ребята сделали все, что смогли для него, но не желали об этом распространяться.

Как и для чего?

При большом желании купить мотоцикл можно и за небольшую сумму. Но надо готовиться к тому, что придется выйти из зоны комфорта, иначе через год запал проходит. Часто человек продает свой новый, красивый, дорогой мотоцикл потому, что упал, ударился, обиделся, замерз, промок, мухи попали в рот и так далее. Мажоры часто покупают мотоциклы для статуса, имиджа, чтобы показать друзьям и три раза в год эффектно выехать на мероприятие, «попонтить».

Вопреки стереотипам, пожилые люди воспринимают меня мирно и дружелюбно. С удовольствием рассказывают про свои «Уралы» и что они на них делали (кстати, у нас в мастерской с ребятами тоже есть такой).

Череп — один из стандартных элементов байкерской культуры. Пожалуй, да, он выглядит жутковато. Но дело не в этом: согласно старой сказке, если смерть увидит свою метку, то пройдет дальше.

Машина мне не важна, она просто есть. Для многих байкеров машина, ее стоимость и внешний вид не имеют особого значения. Это просто средство для передвижения и решения бытовых вопросов. Как говорится, «Машина возит тело, а мотоцикл — душу».

О мастерской

Наша с друзьями студия Rock Customs активно функционирует с весны. До этого мы тоже занимались ремонтом и преображением мотоциклов, но базировались у товарищей, которые тюнинговали машины. Потом они закрылись, а мы из-за одного разбитого мотоцикла нашли новый гараж и перебрались туда. Спрос есть: иногда едва разгребаемся с работой.

Сейчас взялись за мотоцикл Kawasaki Vulkan, который станет уникальным, не стоковым (гоночного типа bobber). Мы вообще строим только эксклюзивные мотоциклы (у любителей процесс называется «строительством», — прим. ред.). Но в целом это бизнес не для заработков, а для того чтобы покрывать расходы на собственное хобби.

И да, мы действительно разбираемся в этом. Друг, например, инженер по образованию и шарит в станках и сварке. Другой отлично разбирается в моторах. Я больше специалист по истории, покраске и тюнингу. Дизайнер, одним словом (смеется).

Байкерский стиль

Кожаная куртка (косуха) — это изобретение пилотов. Она плотно закрывает грудь от ветра. Была незаменима во времена самолетов с открытой кабиной.

Байкеры не носят кожаные штаны: они портят сиденье мотоцикла. Есть чапсы — это кожаные полуштаны, пришедшие из одежды индейцев и ковбоев. На них остается вся грязь от поездки, их можно снять и просто поставить в угол.

Нашивки — это знаки принадлежности к клубу и воспоминания о дорожных впечатлениях.

Борода защищает кожу от ветра и избавляет от необходимости бриться, травмируя кожу.

Вид и материалы мотоодежды объясняются удобством и прочностью, меряться «цацками» и их стоимостью не принято.

О своем железном коне

На дедушкином «Юпитере» я сидел еще совсем ребенком, до школы. Моим первым мотоциклом был «Восход». Подростковый экстрим меня благополучно миновал (зато были песни «Арии» и вдохновение), а в 20 лет я уже осознанно сел за руль. Конечно, раньше очень хотелось «Харлей», но потом узнал о японских мотоциклах.

Свой нынешний мотоцикл Yamaha Drag Star 1100 Classic я купил у парня после аварии три года назад и восстановил. Костяк был цел, а остальное поправимо. До меня на нем ездили недолго. Такой не рекомендуется новичкам: он большой, тяжелый, мощный. Серьезный, одним словом, и рассчитан на длительные путешествия.

Конечно, молодежь сейчас сразу хочет крутое. Не осознают опасности, а эти истории часто заканчиваются печально или даже трагически. Падение с мотоцикла очень опасно. И вообще, ущерб здоровью от аварии с мотоциклом выше, чем в автомобильном ДТП, ведь ты ничем не защищен. Надо пробыть в седле достаточно долго, прежде чем претендовать на что-то большее.

Чоппер — мотоцикл, в котором нет ничего лишнего. От английского глагола chop — «рубить», что означает, что с него «обрублено» все лишнее. С этим связана забавная история из прошлого субкультуры: в Америке байкеров штрафовали за отсутствие зеркал, которые они поубирали из стремления к лаконичности, а те нашли выход: прикрепляли к мотоциклам стоматологические зеркальца.

Внутренний этикет

На дороге принято помогать, хоть со временем эта культура и теряется. Дальнобойщики обычно выручали. Раньше техника была хуже, а квалификация водителей — выше. Трудности сближали людей. Прошлым летом я упал и сломал зеркало, но в мотоклубе в Чите мне подарили новое. Казаху заменили резину. Но подобной добротой не стоит злоупотреблять: каждый должен рассчитывать только на себя.

Водители джипов иногда могут провоцировать на конфликт, если ты один или вдвоем с кем-то. Были опасные ситуации. Однако с колонной байкеров они не рискнут связываться.

На мероприятия обычно принято ездить клубами: так легче сохранить дисциплину. Так пошло издавна. На пьяную езду существует жесткое табу, к этому относятся плохо. Могут даже исключить из клуба.

В колонне ты ответственен за других. Твоя оплошность может повлечь за собой серьезную аварию. Я ездил среди 200-300 мотоциклов и знаю, каково это.

Во время поездки я отключаю телефон, потому что нет смысла: пока я в седле, я все равно не смогу взять трубку. Это на экстренный случай. Включаю на остановках. Родные и близкие знают об этом. В Instagram выкладываю фото из путешествия. О нашем маршруте сообщаем заранее, чтобы товарищи знали, где нас искать: если задерживаемся в пути, могут выехать навстречу, чтобы убедиться, что все в порядке.

Самый известный форум для общения байкеров — «Беспечный ездок». Там можно завести нужные знакомства, спланировать свою поездку, получить советы.

Байкеры — куда более открытые люди, чем автомобилисты. Сам вид транспорта располагает к тому, что ты не отгораживаешься от мира и людей.

О девушках

Если честно, девушки больше реагируют на дорогую машину. Или на яркий, начищенный до блеска спортивный мотоцикл, который носится по городу. Байкерские мотоциклы больше привлекают девушек, заинтересованных в рок-музыке и конкретной субкультуре.

Быть подругой или женой байкера непросто. Придется смириться с тем, что его часто нет дома, что он рискует своим здоровьем и жизнью или ездить с ним самой. Ему неинтересно будет лететь в Таиланд по путевке, поэтому придется договариваться. Так все и делают обычно: семью — на море, а сам — в поездку на мотоцикле. Зато можно не переживать насчет измен: мужчина, так сильно увлеченный своим хобби, не пойдет на сторону и даже думать об этом не будет.

На настоящих мотофестивалях не бывает лишних людей и свободных женщин. Не дай бог «подкатить» к чужой жене или подруге («старухе», как иногда байкеры зовут своих спутниц). «Мойка мотоциклов» — это другое, это для города и простых зрителей. Там может присутствовать кто угодно.

Сколько поездок требует душа?

Первые выезды начинаются примерно в апреле. После зимы тяжело начинать сезон, конечно. Потом выезжаю 2-3 раза в неделю в среднем, по вечерам, и продолжаю до основательного снега. Обычно хорошей кожаной куртки хватает для тепла, но в -10° уже ощутим холод.

Если байкеры ассоциируются с какими-то бытовыми неудобствами, то это чаще всего ошибочно. Я никому не мешаю — под окнами не шумлю, выгоняю мотоцикл и уезжаю. У меня милые соседи с «жигулями». Могу даже в спальном районе тихо проехать — никак специально шум мотора не усиливал, мотоцикл приспособлен для жизни.

Самая большая поездка в моей практике была прошлым летом. Мы отправились из Благовещенска в Могочу: местный клуб Iron Angels — это удобный перевалочный пункт после первого дня и 1500 километров пути. Там к нам присоединились казахский и корейский байкеры. Потом поехали в Улан-Удэ и остановились там в мотоклубе «Оппозит». Внепланово, потому что нужен был небольшой ремонт. Побывали в Иволгинском дацане (кстати, я не получил тех впечатлений, которых ожидал) и проследовали вдоль восточного берега озера Байкал до Баргузинского заповедника. Между Улан-Удэ и Читой попали на мотофестиваль «Дорога Чингисхана» на озере Арей.

В следующий раз поеду на восток. Этой весной с друзьями съездили в Хабаровск, где провели два дня: гостили у знакомого байкера и катались по городу. Решились почти спонтанно — за две недели до путешествия. Я знаю, что могу затеять и более длительное путешествие. Знакомые есть отсюда и до Москвы.

В поездку берется самое необходимое и по минимуму. Спальник, палатка, чехол для мотоцикла, аптечка (я беру цитрамон, товарищи постарше — основательную аптечку), нож для всех бытовых вопросов, хороший термос с горячим чаем или кофе, крепкий алкоголь (не только выпить на остановке, но и обработать повреждения). Газовую плитку берем, если едем далеко. И скотч, конечно: им можно даже обмотать сапоги во время сильного дождя.

Фраза из любимого фильма: католики ходят в церковь, а байкеры отправляются в дорогу. Шум мотора и дорога помогает оценить каждый миг жизни. Это действительно как общение с богом: успокоение, обновление, ощущение гармонии и свободы.

Фото: Дмитрий Тупиков, Юрий Юрьев, Никита Квер, Антон Разинков.

 

Login

Welcome! Login in to your account

Remember meLost your password?

Lost Password

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.