Один в поле: «АмурЛента» поговорила с самым молодым «Учителем года» в Благовещенске

Ему всего 26 лет, но он уже стал «Учителем года» в этом году. Он 4,5 года работает учителем истории и обществознания в школе № 14 Благовещенска. Любит кино про войну, путешествия и свою работу. «АмурЛента» поговорила с Владом Малиновским о детстве, детях и тонкостях профессии.

Мужчина-учитель — нечастое явление в наших школах, но Влад видит в этом только плюсы. В этом году он стал заметной фигурой на поприще городского образования, однако не зазнался: на конкурсе все победители, считает учитель, и продолжает прививать школьникам любовь к истории.

Я закончил историко-филологический факультет в любимом БГПУ в 2012 году. После этого преподавал в коммунально-строительном колледже, но как только появилась возможность, пошел работать в школу. И ни капли не жалею.

Окончил магистратуру АмГУ в 2014 году — изучал русский язык и литературу на филологическом факультете. Новых знаний получил много. Я вообще люблю учиться. Конечно, устаю и бывает тяжело, но я убежден, чем больше человек загружен, тем более организованным он становится, дисциплинирует себя, чтобы все успевать. К тому же, я лучше понимаю детей, которые, помимо школы, ходят на разные секции и почти не имеют свободного времени.

В детстве я мечтал стать не учителем, а полицейским или военным, как и многие другие мальчишки. Правда, история нравилась уже тогда. Осознание, что я хочу учить детей, пришло намного позднее, почти перед окончанием вуза.

Любимыми книгами были историко-приключенческие романы: «Три мушкетера», «Спартак», романы Фенимора Купера и Майн Рида, из школьной программы — «Капитанская дочка». Читал и в воображении реконструировал события, людей и сражения, представлял мелочи. Это так увлекательно!

Не ругаю современные российские фильмы об исторических событиях, про войну. Военное кино люблю в принципе.

К новым фильмам тоже отношусь хорошо: слава богу, что вообще пытаются воссоздать историю нашей страны, заинтересовать публику в доступной форме. Молодежи нужна такая подача.

К тому же, мы ведь не критикуем голливудские фильмы о греческих богах, например? Я смотрел «Сталинград» Бондарчука и точно не испытал отвращения.

Моя семья — это уже династия педагогов. Папа — преподаватель истории, мама преподает русский язык и литературу. Дедушка, который живет в Литве, был учителем русского языка, как и бабушка. Бабушки уже нет, а я из детства помню, как к ним приезжали в гости  бывшие ученики, уже взрослые, солидные, люди, искренне благодарили и всячески выражали уважение. Я запомнил это на всю жизнь, а теперь начинаю понимать, о чем они говорили и за что благодарили.

Я не ругаю современные учебники. Мне нравится, как в них подан материал: лаконично, по делу, но с хорошими иллюстрациями. Если в них есть недочеты, время это покажет. С учебниками так всегда. Главные знания  дает все же учитель, а не пособие: он учит учиться, находить информацию, помнить, и это главное. История — социально важный предмет. Мы ведь все знаем, что бывает с государствами, которые забывают свою историю.

Моя задача — научить ребят любить свою Родину, не бояться выражать свое мнение, заинтересовать их и показать, как повторяются события, а не сделать из всех учителей истории. Когда им интересно, они сами заметят много интересного. Например, что речь Обамы похожа на Фултонскую речь, потому что многие сегодняшние события перекликаются с событиями полувековой или вековой давности. Даты забываются, а процессы и выводы запоминаются на всю жизнь.

Современный ребенок — достаточно развитая личность. Да, они меньше читают, зато, например, налегают на спорт. Все поколения хороши, просто они разные.

Несколько моих учеников поступили на историко-филологический факультет. Я горжусь этим, конечно. Неважно даже, станут они учителями или нет, ведь среди выпускников нашего факультета много успешных людей, которые нашли себя в разных сферах. Педагогика сама по себе может испугать, а вот полученные знания пригодятся и помогут развиваться в любом деле. Это ведь разноплановое образование, а не просто диплом.

Наука — это здорово: я как-то ездил на археологические раскопки со студентами АмГУ (спасибо моим преподавателям Андрею Павловичу и Анне Анатольевне Забияко). Две недели жил в палатке, без связи и интернета. Это было прекрасно — мы соприкасались с прошлым, живя в настоящем. Однако, мне больше по душе не наука сама по себе, а педагогическая практика. Мне нравится заниматься с детьми. Когда нет уроков, я скучаю по ним. Наверное, и они по мне тоже (улыбается).

Моя супруга — учитель русского языка и литературы. Мы познакомились в БГПУ, когда я учился на четвертом курсе, а она — на первом. Нет, нам не скучно: мы лучше понимаем друг друга, потому что знаем специфику работы. Вместе отдыхаем, потому что отпуск всегда совпадает, и много путешествуем, гуляем. О работе говорить стараемся меньше, но не всегда получается.

Мои будущие дети смогут сами выбрать себе профессию. Я не буду специально «загонять» их в учителя, потому что так якобы принято, что это семейная традиция. Работа, правда, трудная. Если захотят, пусть будут врачами или идут в бизнес.

Я никому не завидую. Можно хорошо зарабатывать и оставаясь в своей профессии.

Не жалуюсь на финансы: времена изменились, и престиж профессии растет, она больше не считается «нищей».

Вообще все зависит от людей: при любой работе можно быть недовольным. А у меня есть благодарные ученики: от этого понимаешь, что все не зря. Необъяснимое чувство. Я разве похож на несчастного человека? (улыбается)

Если бы захотел — мог бы уехать и из города, и даже из страны. Но я не хочу. Был и в Восточной Европе, и в Западной, и в Азии. Да и корни мои по маминой линии уходят в Литву, поэтому я там бываю каждый год. Конечно, со стороны все красиво и хорошо, но люди — совсем другие, с ними непросто. Многие мои одноклассники сейчас живут в других странах, а мне и здесь хорошо: здесь все — близкие люди, любимая работа и возможность развиваться.  Родной город — для меня самый любимый.

Никакого панибратства в общении с учениками не допускаю, соблюдаю дистанцию. В соцсетях никого не добавляю в друзья, потому что переписываться мы все равно не будем. «Инстаграм» не завожу, а во «Вконтакте» ничего провокационного у меня на странице нет — ни фото, ни репостов. Я стараюсь соответствовать профессии. Но, если кто-то из ребят, зная правила, обращается за советом, значит, он действительно нужен. Иногда им (обычно старшеклассникам) нужна моя помощь не как учителя, а как человека. Они говорят «вот у моего друга…» и рассказывают о проблеме. И тут важно деликатно дать понять, попросить передать «другу», как лучше поступить, какие могут быть последствия. Им иногда нужно просто поговорить. Может, они доверяют мне потому, что я мужчина. В любом случае, я не стану обсуждать их дела с кем-то еще.

На работе я стараюсь быть сдержанным и собранным. Дети не виноваты, если у тебя плохое настроение или ты устал. Конечно, они все чувствуют, но это не должно отражаться на качестве обучения и взаимоотношениях. Мне помогают чувство юмора и ирония. И железные нервы, конечно.

Я добродушный, но строгий: не сделал домашнее задание — «два», ничего личного. Подготовился — «пять», мне не жалко. С улыбкой, конечно. Статус ученика не имеет при этом никакого значения. Плохим воспитанием может отличиться любой, неважно, из состоятельной он семьи или со скромным достатком. Но, в основном, дети хорошие, добрые, отзывчивые, заинтересованные. Они участвуют в дебатах, играют в интеллектуальные игры. Им просто нужно помочь поставить цель и правильно мотивировать.

В моей школе хороший коллектив. Мужчин мало, и их поддерживают. Если и есть какие-то междоусобицы, то они меня никогда не касались, я ничего о них не знаю. Мне комфортно. Когда готовился к «Учителю года», действительно получал огромную помощь и поддержку от коллег. И рад, что среди учителей и преподавателей у меня есть друзья.

Фото: Дмитрий Тупиков

 
  • ТатьянаОтветить

    10.04.2017 at 14:28

    Повезло детям , если такой учитель есть в их жизни. У нас в школе такой тоже был -учитель физики, мы его все обожали -Панкратц Сергей Францевич, сейчас к сожалению уже на пенсии.Но как он умел заинтересовать и полюбить такой сложный предмет….Пацаны за ним толпами ходили.Дай Бог, чтобы у героя этого интервью хватило сил и средств продолжать заниматься любимым делом и обеспечивать семью.

     

Оставьте комментарий

Login

Welcome! Login in to your account

Remember meLost your password?

Lost Password

Спасибо!

Теперь редакторы в курсе.